linleague: (WHR)
[personal profile] linleague
Отдаю долги сама себе.


Второй раз за год в опере! Видимо, это возмещение за предыдущий, когда я ни разу нигде не была.

Дело было 29 сентября, если я правильно помню. Картинко:


Я даже не знаю, с чего начать. Вообще-то, как известно, я в основном по барокко, но есть вещи, которые стыдно не знать культурному человеку (тм). Верди, например.

Когда у меня будет время, я обязательно - в плане образования - ещё посмотрю Пуччини, пересмотрю Моцарта; из Вагнера у меня в списке остался только "Летучий Голландец", "Кольцо" - точно нет, если только не появится вдруг какой-то гениальный режиссёр, про классическую версию Шеро-Булеза я могу долго и с завываниями ругаться; Штраус - что-нибудь; Бриттен; что-нибудь эпическое из русской оперы (Хованщина, там, или БГ, или что-нибудь из Римского-Корсакова). Всё, остальное - только барокко или что-то остро-современное. Северных классиков, конечно, не хватает, чтоб считаться культурным человеком (тм), но мне пока и своей тоски в жизни достаточно, чтоб ещё и их на себя взваливать.

Так вот, Верди. Эта такая полная противоположность Вагнеру (комично, что они ровесники). Классическая в самом полном представлении опера. И это то, что переживает и никак не переживёт свою смерть. Как на днях сказал будущий директор Венской оперы (не спрашивайте, почему австрийцы в 2016 году решили назначить того, кто возглавит Госоперу только в 2020), если поставить эту оперу как её ставили при жизни - это будет смешно. И это так! Вагнер - это как бы вызов всем, в первую очередь исполнителям и оркестру, но и публике, и себе тоже. Вагнера любопытно осмысливать и препарировать, ужасные с т.зр. поэзии и здравого смысла либретто тут как нельзя кстати. Общие слова и косноязыкие метафоры допускают прямо противоположные интерпретации, жутко интересно! А Верди - это вот ровно то, что есть. Очень красивая музыка, допускающая как блестящее, так и вполне "нормальное" исполнение. Всё для публики - фанфары эти бесконечные в конце номеров, например, чтоб точно знать, что пора хлопать (не то что Вагнер - тут хлопай, тут не хлопай...). И сюжеты - очень прочно усаженные в повседневность - хотя и как бы шокирующие (ну вот как Травиата), но шокирующие для той публики, не для сегодняшнего дня. И вот что людям муз.театра делать? Материал - прекрасный, но сегодня ценность его для зрителя стремится к нулю. А ведь всем этим оперным певцам и певицам надо на чём-то учиться! Решение только одно - завлекать народ в театры режиссурой. Но сам материал ужасно сопротивляется какому бы то ни было "осовремениванию". (Замечу в скобках, что с барокко и не такое проделывают, но там музыкальная ценность сильно выше любых нарядов на исполнителях, поэтому это может быть комично, эпично, экстравагантно, вызывающе, безвкусно - то есть ровно то, что и было в барочном театре, и впечатление усиливает, но не портит).

Травиату я смотрела в постановке именитого Петера Конвичного. Я верю, что для Травиаты он сделал всё, что мог, и вряд ли кто-то мог сделать лучше. Предметом действия выбирается не любовь Виолетты и Альфредо, а собственно умирание Виолетты от туберкулёза. Общество, значит, ждёт, когда же она уже того, помрёт-с, и типа как в реалити-шоу наблюдает за процессом; во втором акте точит ножи (в буквальном смысле) на всех участников любовного треугольника и в итоге сжирает (на ужин) барона. В конце же на сцене остаётся одна Виолетта - и умирает в прямом смысле на глазах у публики и примкнувших к ней прочих действующих лиц. И в общем, эта интерпретация имеет право на существование, она умна, логична, стройна, прекрасно сделана лаконичными декорациями и выбором нарядов, и солистов, и проч.

НО!
Она живёт только в голове режиссёра и наученного зрителя, а музыкальная ткань и актёры ничего не могут с ней поделать, потому что находятся вообще в другом пространстве/других пространствах. Как, ну как хиппи-Виолу из второго акта (на даче) могла пробрать речь отца Альфредо, когда он говорит ей о Боге и предъявляет малолетнюю дочь, будущему которой якобы угрожает связь брата с куртизанкой? Оно всё мимо... При этом дуэт Жермона-старшего с ГГ - самое сильное место оперы! (Да что уж там, украл старик вечер у молодёжи чуть менее, чем полностью!) То же и про финальную встречу Виолетты и Альфредо - эмоции ГГ, как она играет, вполне верибельны, но текст - он совершенно мимо этой игры, потому что он про другое! Да, слащавые банальности - для нас, но для Виолетты из либретто вполне в духе и это действует по-своему сильно совместно с музыкой.

Я вот не могу сказать, что это опера или постановка плохая, или поют они там плохо, или орекстр какой-то не такой (ну, немного не такой, да! ужасно нарочитый, не люблю). Всё по отдельности хорошо, но вместе на меня не действует как произведение искусства, увы.

Из забавного: на сцене царило братство восточных славян, т.к. Виолетту играла русская девушка, любовника её - минский юноша (ужасно милый, но явно к концу не прозревающий), а за дирижёрским пультом стояла ураинка.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

linleague: (Default)
linleague

June 2017

S M T W T F S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 02:35 am
Powered by Dreamwidth Studios