linleague: (WHR)
[personal profile] linleague
Здравствуйте, меня зовут Марина и раз в год я смотрю оперу, чтобы потом написать об этом в жж.

Поскольку в 2013 году отмечается 200-летие Вагнера и Верди, и ни одна муз.сцена мира мимо этого события не прошла, пришлось мне придержать свою любовь к барокко до следующего раза. Если в литературе после экспрессионистов я практически ничего не читаю из классиков, за исключением современников, то с музыкой отношения мои ещё хуже - я замираю где-то веком ранее, вместе с Венской классической школой. Ну, так вот, выбор между Вагнером и Верди для меня примерно такой же, как между Ремарком и Хемингуэем - застрелите меня, короче. Но про Вагнера я хотя бы что-то знала, так что выбрала его.

В общем, в качестве подготовки я прочитала, кажется, весь сайт monsalvat.no (сборище почти всего релевантного "Парсифалю") и переслушала для верности лекции Гринберга (которые, хоть и мимо баварской интерпретации вообще от слова совсем, дают возможность свыкнуться с музыкальной тканью). Никаких рецензий на саму постановку не читала, кстати.

Да, лирическое отступление: из-за посещения BMW-Welt в театр я попала аккурат ко второму звонку да ещё и без евроналичности, безуспешно попыталась найти в округе банкомат, и в итоге осталась без програмки. Так что на момент самой оперы я была не в курсе того, кто поёт и что значат все эти странные декорации. Насчёт сцены у меня и сейчас имеются только свои спекуляции, а состав вот:
Amfortas - Thomas Hampson
Titurel - Ante Jerkunica
Gurnemanz - Kwangchul Youn
Parsifal - Christopher Ventris
Klingsor - Evgeny Nikitin
Kundry - Petra Lang

Если коротко про музыку: оркестр хорош, живой и волшебный, но при этом за ним из артистов далеко не всех и не всегда слышно на 100% (тут, конечно, главный у меня вопрос к постановке - зачем вообще нужны были мальчики из хора? - их реплики только с экрана и можно было разобрать в большинстве случаев).

Заметка в сторону: после первого акта хлопали, но не в партере :D Пойди теперь разберись - где снобизм, а где необразованность ))))

Про постановку в целом сказать что-то коротко и по делу я затрудняюсь. Что не остановит меня перед тем, чтобы поделиться всем тем, что следует ниже.

По актам всё довольно ожидаемо. В первом и последном старина Амфортас по-прежнему спасает шоу (хотя голосом за всех отдувается Гурнеманц, издевательская партия). Немаловажную роль играет в том тот факт, что постановщики - внезапно! - решили повернуться к Вагнеру задом, а к Эшенбаху передом и вернули рану на... кхм... законное место. Правда, тут у нас случается *мимоТекста1*, поскольку осознать doch eine Wunde brannt' ihm in der Seite как-то иначе, чем классическую рану в боку, довольно сложно. Но зато - скандал! шок! возгласы на вдохе! - среди публики в момент, когда несчастный король распахивает свое пальто, обеспечены. Кундри и Парсифаль выглядят в первом акте как два бомжа, что, в общем-то, и служит основанием для их сближения. И они довольно мило смотрятся вместе. Нельзя сказать, что между ними реальная химия случается, но что-то такое в этой красной тряпке есть. Женские сопрано я не очень люблю, поэтому тут ничего не скажу по делу. А вот Кристофер Вентрис молодец. Без надрыва и экзальтации, и - вполне пристойно играет (в отличие от прекрасного во всех прочих отношениях Кванчул Юна, который вообще играть не умеет или не хочет: вроде обращается к ГГ, а поет всё равно в зал). Дохлого лебедя, кстати, нам показали - тяжёлый, судя по всему ))) Так что его быстренько унесли.

Второй акт прекрасен как рассвет, за исключением того, что Кундри _не кричит_ при пробуждении (при этом в третьем акте издает ужасный вопль, как и полагается). Я прям расстроилась, не знаю, что и думать, может, косяк конкретного исполнения? Но за исключением этого - всё очень занимательно. Клингзор! Клингзор! Он фееричен! Он реальный псих, и - внезапно! - нам показывают его сходство с Амфортасом! (да-да, именно то, что вы подумали, насчет той самой раны-не-в-боку) И это вот как-то глубоко, и заставляет задуматься и о нём, и об Амфортасе, и сразу о Титуреле, и что же там на самом деле было, и роль Кундри во всей этой истории - и... и... они ужасно слили эту идею в сцене с поцелуем! Потому что - ну понятно же, что там _должен был почувствовать_ наш герой и _в каком именно месте_ ощутил он связь с Амфортасом, и нечего тут руки прижимать куда-то, где у нормальных людей селезёнка!!!
Девушки-цветки, кстати, совершенно прелестны в своих полу-спальных нарядах (правда-правда, почти как в каталогах Victoria's Secret), и никакие не weia-waga, если вы понимаете о чём я. Кундри среди них в своем черно-алом одеянии, правда, выглядит, как мадам в борделе, но это даже славно. Вот что касается всей той сцены _после поцелуя_ - я признаю своё бессилие в интерпретации. Музыкально всё очень убедительно, эмоции то сильнее, то сдержаннее, то совсем захлёстывают, - но текстуально вообще неясно, чего они так разругались, да и хождения по сцене не в лад со словами только смущают. После всего этого случается *мимоТекста2*, когда на фразе Mit diesem Zeichen bann' ich deinen Zauber никакого _знака_ зрителям не демонстрируют (реально, Парсифаль стоит аки истукан с копьем Лонгиния в руке). Зато декорации эффектно и вместе с тем просто (одним освещением практически) демонстрируют падение зачарованного замка - ради этого момента стоит простить всё остальное!

Третий акт - реальная тоска, по крайней мере первая сцена. И слишком много нечитаемого. Движения героев по сцене то слишком замедлены, то угловато-бессмысленны (хождения туда-сюда), реализм омовения ног вообще ни к селу ни к городу. Кундри жалко всё время, такая она несчастная и безмолвная там бродит. Во второй сцене опять же действие оживляется (привет, Амфортас!), и уже безудержно катится к небезупречному, но всё-таки интересному финалу.

Прежде чем раскрыть тайну баварского Грааля, давайте поговорим про декорации. Они ужасны. Они ужасны своим отсутствием и вместе с тем навязчивым ожиданием интерпретации. Ну, то есть с моим-то опытом анализа славянской литературы можно и тут накрутить с этим деревом, но вот реально - НЕ ХОЧЕТСЯ. Потому что слишком много нелепых заморочек. Почему оно белое в первом акте и сожжённое в последнем (это при том, что внутри какбе Грааль! живой! с детьми!) - что эти чокнутые рыцари хотели сделать? Единственное оправдание этого сеттинга - второй акт, когда дерево - это какбе сад, а разрубленное по веточкам - какбе из-за извращённого колдовства Клингзора, которое идею уже расчленило, но сохраняет - чёрной магией, а то как же! - видимость целостности.
И вся эта католическая белиберда тоже не читается. Если первое появление Грааля - типичная иконография богородицы, то причём тут девочка, которая вместе с мальчиком? (у Эшенбаха же была девушка вроде, да? одна?) Но вроде как эта интерпретация поддерживается "неживой" скульптурой у Клингзора, да только он-то вообще никаких реверансов в эту сторону не делает. Причём тут вообще богородица? Адский ад, короче.
И я даже не хочу начинать думать про символику красного цвета и вообще, потому что это бред сивой кобылы.
А вот стены, расчерченные в школьную клеточку с искуственной перспективой - это стильно. Даже можно найти какое-то утешение в том, что вот заставил злой Вагнер своих героев излагать заранее намеченные идеи, а они живые, как то дерево! Но с предначертанных клеточек им не уйти.

В финале же под Enthullet den Gral! Offnet den Schrein! Парсифаля и Кундри сплошной стеной окружают рыцари, и когда под божественное Hochsten Heiles Wunder! Erlosung dem Erloser! они расходятся, то на сцене оказывается одна мертвая Кундри.

В общем, они его съели, да.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

linleague: (Default)
linleague

June 2017

S M T W T F S
    123
45678 910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 24th, 2017 02:34 am
Powered by Dreamwidth Studios